Педагогика
(психодинамический подход)
Педагогика-это теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения. Человек, который занимается воспитанием, называется педагогом. В узком смысле слова, педагог-это родитель, школьный учитель, преподаватель ВУЗа. В широком смысле - руководитель, или тот, кто управляет людьми, общается и взаимодействует с ними (чиновник, врач, милиционер, бизнесмен и т.д.).
Механизмы воздействия на людей (способы воспитания) бывают гуманные и негуманные.
Гуманное (человеколюбивое) воспитание базируется на восприятии человека как высшей ценности независимо от возраста, пола, расы, умения. В основе гуманизма заложена любовь к человеку. Составляющими этой любви являются: забота, понимание, развитие, ответственность за объект любви, т.е. за себя и за другого человека. Базисным принципом гуманного воспитания является сохранение жизни, а также психического и физического здоровья воспитанника.
Негуманное воспитание базируется на безразличии к человеку, принижении его достоинства и значимости, или человеконенавистничестве. Негуманный воспитатель своими словами и поступками внушает воспитаннику страх, стыд, вину, злость, ненависть. Воспитанник (ребенок или взрослый) подвергается унижению, запугиванию, избиению, лишению свободы, а порой и жизни.
Видами негуманного воспитания я могу назвать невротическое, депрессивное, садистическое, психотическое воспитание.
Невротическая педагогика – методы воспитания: запугивание, внушение страха наказания богом, низкой оценкой, лишением права погулять, или что-либо сделать по своему усмотрению.
Депрессивная педагогика – методы воспитания: навязывание чрезмерного чувства вины, упреков совести, стыда за ослушание взрослых, неподчинение начальнику, отступление от культурных правил речи и поведения, доведение до слез, а также девальвация (обесценивание успеха, выискивание недостатков).
Садистическая педагогика – методы воспитания:
а) психические – оскорбления, унижения, мучения, причинение душевных страданий и психической боли посредством нанесения психологических побоев.
б) физические – избиение ремнем, затрещины, нанесение побоев по телу, раздевание догола, отказ в еде.
Психотическая (шизофреногенная) педагогика – методы воспитания: противоречивые требования, презрение, высокомерие, бездушие (эмоциональная холодность), ненависть педагога к себе и к педагогам, педагогической деятельности и воспитанникам, их нуждам и их жизни.
В зависимости от гуманности, или негуманности воспитания, получается эффект: здоровая личность, или нездоровая.
Личность – это окультуренный, цивилизованный индивид, нравственный человек.
Автор: психолог-психоаналитик Осокин Н.Д.